Вилла Ланте, Италя
office@landshaftm.ru

Вилла Ланте

Число голосов: 0

5
1
0
22 Января 2020
Вилла Ланте, Италя

Вилла Ланте расположена на самой окраине необычайно живописного города Банья, недалеко от Витербо, примерно в 160 км к северу от Рима. Летняя резиденция епископов Витербо размещалась в пределах городских стен, и когда в конце пятнадцатого века кардинал Риарио посчитал, что дворец выглядит слишком скромно, он построил виллу на холме - так, что она возвышалась над городом. В1566 году вилла была перестроена кардиналом Гамбара. Эта работа приписывается Джакомо Бароцци да Виньола, хотя не сохранилось документов того времени, подтверждающих данный факт. Часть деревьев, росших на старой вилле, послужили основой для нового сада в регулярном стиле. Здесь можно было наблюдать, как вода льется из одного единственного фонтана, преобразуясь в целый ряд водоемов, водопадов, фонтанов и струй, после чего поступает в город, снабжая его питьевой водой (хотя современная Банья имеет собственный источник воды).

Место уютной умиротворенности

Это место стало известно как вилла Ланте только в семнадцатом веке, когда ее купил граф Ланте. На тот момент поместью исполнилось уже сто лет. В девятнадцатом веке семья, в которую вдохнула жизнь американская наследница-герцогиня, все еще жила в Ланте, сохраняя свои традиции. В1944 году сады и здания серьезно пострадали от бомбежек союзных войск после взятия Рима, но в конце двадцатого века вилла была приобретена д-ром Анжело Кантони, который осуществил длительную программу по ее реставрации.

Эта вилла является общепризнанным совершенным архетипом итальянского ренессансного сада, наглядно демонстрирующим основные принципы художественных идеалов эпохи Ренессанса. Их источником в основном была книга, называвшаяся De re aedificatoria libri X (Десять книг по архитектуре), написанная Леоном Батиста Альберти в 1485 году, которая доносила до итальянских архитекторов законы римских и греческих теорий архитектуры. Альберти развил теорию красоты через математическую симметрию и пропорции. Он писал, что «все, что рождает Природа, управляется законом гармонии, и ее главная забота, чтобы все выглядело идеально. Без гармонии этого не достичь, так как необходимая согласованность компонентов будет потеряна».

Эта теория была активно воспринята архитекторами эпохи Воз-рождения. Принципы пропорции и перспективы применялись в строительстве дома и сада, работая как одно целое и так гармонично переходя в ландшафт, как еще никогда не было раньше, в более жестокие средневековые времена, когда замки и города были по большей части укреплениями, а внешний ландшафт считался потенциально враждебной территорией.

Место уютной умиротворенности

Место уютной умиротворенности

Первоначально попасть в сад можно было с верхнего уровня, где располагался парк. Каменные дубы и оливы растут здесь в окружении колоннад, так что камень и дерево чередуются друг с другом. Здесь отчетливо ощущается атмосфера Сна в летнюю ночь - мистические и удивительные вещи могли вполне реально происходить в этом месте. Классические крытые галереи, расписаны изображениями муз, обрамляют заросший травой необычный грот из грубо обработанного камня с нишами. Вода из ниш низвергается в бассейн. Зеленые морские водоросли сливаются с зеленью папоротника, заполонившего все вокруг. Здесь пустынно. Солнце уже заметно припекает. Затем вода выстреливает с крыш павильонов, наполняя маленький двор легким душем, выстреливая струи в виде арок.

Несомненно, гости кардинала наслаждались этим душем. В отличие от фонтана «Сова» на вилле д’Эсте, это скорее водное шоу, чем шутка. Оно, безусловно, преображает всю эту дальнюю часть сада и выглядит очень мило. Здесь присутствует ощущение прирученной, но не искореженной природы. По саду проложен всего один прогулочный маршрут. Вы просто следуете за водой. Она ведет к изысканно и обильно украшенному фонтану «Дельфин», который окружен каменными сиденьями, уста-новленными напротив зарослей самшита в тени деревьев. Первоначально здесь был решетчатый павильон, но его уже давно нет. Дельфин извергает воду из десятков отверстий, включая самую высокую точку фонтана, все шумит, движется стремительно и с напором.

Плотные живые изгороди из самшитов окаймляют ступеньки, ведущие вниз по склону, а в самой середине ступенек устроена водная цепочка, восхитительный каскад, сложенный из камня, возвышающегося над ступеньками причудливыми арабесками. Вода с силой обрушивается вниз, но ее поток сдерживается и ограничивается. Воздух охлажден водой, это чувствуется, когда вы спускаетесь по ступенькам. Причудливый, неожиданный образ - вода выглядит массивно, как часть архитектуры; а камень кажется текучим из-за постоянной игры воды.

Дальше - интереснее. Вода вытекает из головы огромного рака, символа кардинала Гамбара, и вы замечаете, что каскад фактически является его телом. Вода падает в крупный бассейн, фонтан «Гиганты», где сидят, откинувшись назад, две большие каменные фигуры, символизирующие две великих реки, Тибр и Арно. Ниже установлен гигантский 20-метровый каменный стол, по центру его бежит ручеек. Гости кардинала обычно ужинали здесь, угощаясь фруктами и десертами, которые охлаждались, плывя к центру стола. Это шедевр театральной постановки - не отпугивающий, но притягивающий, самая идеальная обстановка для приема на открытом воздухе, вызывающая скорее восхищение, чем трепет.

Место уютной умиротворенности

Еще ниже - другой фонтан и неожиданно обустроенный садовый уголок девятнадцатого века. Этот сад не нуждается в цветах или красках. Камня, воды, дерева и зеленой листвы вполне достаточно. Серые, охристые, зеленые цвета и насыщенная голубизна неба, сконцентрированные вверху, отражаются в воде.

На этом уровне располагаются два почти идентичных казино, здания идеальной кубической формы, которые стоят вдоль спуска, пере¬ходящего в большую нижнюю террасу. Первоначально было построено только одно здание, второе появилось здесь спустя тридцать лет. Еще ниже располагается квадратный партер - сложная комбинация геометрических узоров из самшита и тиса - отсыпка его выполнена из красного гравийного песка, партер окружает самый последний фонтан в этой водной феерии - установленный в центре большого квадратного бассейна. К центру его можно приблизиться по одному из четырех, пересекающихся под прямым углом относительно друг друга, мостиков. В центре бассейна находится фонтан «Дей Мори», выполненный архитектором Джамболонья: четыре фигуры размером в человеческий рост стоят лицом друг к другу вокруг двух львов; они держат геральдическую гору, увенчанную фонтаном в форме звезды - герб клана Монтальто. Камень давно почернел, и скульптурная композиция вследствие этого долгое время была известна как «Четыре мавра».

Этот партер кажется типичным - таких много, гармоничных и вы-разительных по концепции и структуре, но фактически он был одним из первых за всю историю создания партеров - кульминация всей ком¬позиции сада, к дальнему краю которого подступает город - в ожидании воды.

Весь сад пропорционален, тщательно спроектирован и выстроен, здесь нет ощущения какого-то ограничения или насилия над природой. Это абсолютно самодостаточное место. Место уютной умиротворенности. Этот сад также задает тон почти всем дизайнерским направлениям, которые появлялись позднее в садах Северной Европы, вплоть до сегодняшнего дня. Сочетание пропорций и чистоты линий, высокой степени включения в окружающий сельский пейзаж и комфортабельности для жизни, а еще уединенности и помимо всего прочего - ощущение сада как части сбалансированной культурной и интеллектуальной жизни - вот то, что каждый европеец, обладающий деньгами и стремлением к определенному статусу, пытался достичь еще со времен эпохи Возрождения.

Еще интересные статьи:

Растения для ландшафтного дизайна

Также читайте:

Запрос коммерческого предложения

Дизайн студия Ильи Лациса
г. Москва ​ 1-я тверская-ямская 21/1

Телефон: +7 (916) 123-07-50

E-mail: office@landshaftm.ru