Мондриан: "Чтобы приблизиться к духовному в искусстве, следует как можно меньше подражать реальности, ведь реальное противоположно духовному".
Между 1910 и 1930 - годами группа голландских художников во главе с Питом Мондрианом перевели идеи кубизма в совершенно беспредметное искусство. Ведущей фигурой в движении был Пит Мондриан, который сначала работал в стиле высокого кубизма, а затем разработал концепцию нового НЕФИГУРАТИВНОГО искусства.
Идеи Мондриана нашли широкий отклик у русского архитектора конструктивиста Эля Лисицкого (1890-1947), который пытался найти синтез живописи с современной архитектурой.
К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался.
Если смотреть шире, то без Мондриана не было бы американского абстракционизма и, в частности, Марка Ротко.
Духовное в искусстве
Считается, что современное искусство вообще могло бы пойти совсем другим путем, если бы Мондриан не сказал: "Чтобы приблизиться к духовному в искусстве, следует как можно меньше подражать реальности, ведь реальное противоположно духовному".
Мондриан дал название своему стилю - «неопластицизм» — стиль, где искусство очищено от всего лишнего, неточного и передает красоту и истину самыми аскетичными средствами, самыми простыми линиями и формами, с помощью «основных» (красный, желтый, синий) цветов.
Постепенно идеи художника были подхвачены ландшафтными архитекторами и начали воплощаться в садовом дизайне.
Геометрия НЕОПЛАСТИЦИЗМА оказала глубокое влияние на проектирование площадок с твердым покрытием, Малых архитектурных форм, легких садовых построек. И сегодня во многих проектах, ландшафтных планировках и загородных садах мы видим аллюзии и реплики на произведения Мондриана.